Десятый великан
В минувшее воскресенье ребята из объединения «Голос и клавиши» сходили на экскурсию в органный зал «Родина», что на улице Кирова.
Ходовая часть нашей экскурсии началась от площади революции и пролегала по пешеходной части улицы Кирова. Для не-туристов путь неблизкий, и младшие ребята, чтобы скоротать время, решили себя развлечь подсчетом достопримечательностей. Интересных объектов на Кировке много. На какие же из них обратить внимание?
Идею нам подал Гулливер возле музея иллюзий. Яркая скульптура вдумчивого и смелого сказочного путешественника непроизвольно привлекла наше внимание и, глядя на неё, мы решили считать «великанов». «Великанами» сочли скульптурные изображения людей, которые существенно больше обычного человеческого роста. Итак, Гулливер – первый великан.
Вторым великаном – по очереди, но не по значению, - стал Танкист, изображенный на памятнике «Добровольцам-танкистам» на пересечении улиц Коммуны и Кирова. Ребята вспомнили то, что слышали о Танкограде в годы Великой отечественной войны, посчитали количество фамилий на мемориальных досках стихи на гранитной плите: «Здесь нет могил, но память здесь нетленна. Струится вечно пламень ввысь… Приди, потомок, и смиренно сынам отчизны поклонись» и, конечно, подошли к Вечному огню.
В задумчивости мы отправились дальше, и вскоре наше внимание привлек бронзовый Гитарист. Мы вспомнили, что скульптура третьего великана сделана по образу барда Александра Розенбаума двадцать лет назад, в ноябре 2004 года и посвящена она воинам-афганцам, так же как и песня «Черный тюльпан», слова которой написаны на постаменте.
Пройдя чуть дальше вдоль по Кировке, мы заметили скульптуру четвертого великана – Пожарного в дореволюционной форме рядом с деревянной бочкой для воды. Порассуждали о том, как трудно было работать пожарным в то время, когда не было ни автомобилей, ни мощных электрических насосов, ни больших цистерн, ни химической пены, ни огнеупорной ткани, а весь город был деревянным.
Пятый и шестой великаны дополнили друг друга. Скульптурная группа носит двойное название. Горожане называют ее либо «Мама и сын», либо «Первая учительница». В любом случае, между героями этого трогательного памятника, очевидно, сложились теплые доверительные отношения, и перед нами явно происходит передача опыта между поколениями.
Для того чтобы полюбоваться на седьмого великана, нам пришлось пройти на площадь Ярославского, поближе к Театру оперы и балета. Здесь мы увидели изображение человека, в честь которого назван Челябинский оперный, – памятник композитору Михаилу Ивановичу Глинке. Он изображен в окружении двух музыкальных инструментов – виолончели, как олицетворения классической музыки, и гармони – как источника вдохновения композитора в музыке народной.
Восьмой великан ждал нас наискосок, рядом с перекрестком. Памятник композитору Сергею Сергеевичу Прокофьеву поразил нас не только своим размером и свободной позой, но и огромной книгой, лежащей у него на коленях. Узнав о том, что именно так выглядят нотные партитуры для оркестра, ребята принялись рассуждать. Сколько же времени нужно композитору, для того, чтобы придумать и записать каждую нотную партию для каждого музыканта в большом симфоническом оркестре – а таких музыкантов в коллективе обычно больше пятидесяти человек – чтобы они все вместе сыграли, например, Пятую симфонию? По подсчетам ребят, которые уже немножко понимают, как читаются и пишутся ноты, вышло около года (если работать каждый день часов по десять без выходных). Конечно, ведь для начинающих музыкантов времени требуется гораздо больше, чем для профессионала.
Девятый великан встретился нам почти у пункта назначения. Подходя к органному залу «Родина» мы увидели памятник Петру Аркадьевичу Столыпину – видному государственному деятелю дореволюционной Империи. На постаменте памятника мы успели увидеть только некоторые из его реформ – например, аграрную. Рассмотреть внимательнее памятник не удалось – мы спешили в зал.
И вот, наконец, Десятый великан – его Величество Орган! Самый большой из всех музыкальных инструментов с самым большим диапазоном звучания - огромный, гармоничный и грандиозный!
По словам органного мастера и солиста Челябинской филармонии органиста Владимира Викторовича Хомякова, ровно в этот день, 26 ноября, но 10 лет назад, было принято решение о переносе органа, который считался одним из лучших инструментов в России и Европе, в модернизированное здание бывшего кинотеатра «Родина». Владимир Викторович представил в этот памятный воскресный день программу из произведений Иоганна Себастьяна Баха – не из популярной и широкоизвестной музыки, а из произведений, посвященных духовному служению. Программа была не для широкого публики, но зал был полон.
Впечатления этого насыщенного дня еще долго будут с нами.
Спасибо всем десяти великанам! Их масштаб нисколько не преувеличен.
Кузнецова Т.В., рук-ль объединений «КСП» и «Голос и клавиши»
Фото органа с сайта http://organjournal.ru/za-stvorkami/