Экспедиция в поселок Сказ Нязепетровского района

Что для вас значит хорошо провести каникулы? Многие могут ответить: в тепле, в компании дивана, телевизора, компьютера, смартфона с безлимитным интернетом… Мечта, а не каникулы…

Но я думаю, что если аналогичный вопрос задать туристам, то они обязательно ответят: «Конечно же, сходить в поход!» Поэтому я решила присоединиться к группе Ярослава Олеговича Магазова и Елены Александровны Авериной, которые собирались в экспедицию в поселок Сказ Нязепетровского района Челябинской области с 29 октября по 1 ноября 2020 г. Наша группа решила ехать именно в поселок Сказ, ведь изучив литературные и интернет-источники, мы выяснили, что пещеры в этих местах уникальны, мало исследованы, сведений о биоразнообразии этой местности почти нет.

Моя должность в походе – медик. Хочу сказать, что я медик со стажем и мне очень нравится эта должность в походной группе.

29 ноября я вошла в центр «Космос» и почувствовала приятный запах от сумок с едой. Оставив рюкзак в центре, я вышла во двор, где встретила своих друзей: Леру, Ваню, Егора. Они позвали меня играть в  «Холодный снежок». Мы стояли в кругу и передавали друг другу снежок. Тот, кто уронит, должен лепить новый снежок. Потом мы усложнили игру, начали кидать снежок друг другу в руки. В процессе игры к нам стали присоединяться остальные ребята, мы познакомились и подружились. Затем приехал автобус, мы погрузили вещи и отправились в путь. Поездка длилась четыре часа и  прошла без происшествий.

Когда мы прибыли в поселок Сказ, была кромешная тьма, мы достали фонари и, услышав команду: «Под рюкзаки!» выдвинулись в путь. Деревенские собаки встречали нас очень громким лаем, возможно, наша шумная компания привлекла внимание местных жителей, потому что, пока мы шли, загорался свет в окнах. Перед сном мы успели перекусить и поздравить Егора с днём рождения.

Утром до подъема прозвенело несколько будильников, но все они бесцеремонно выключались нами. Сон был прерван, но мы выспались. Ярослав Олегович разбудил нас. Дежурные пошли готовить завтрак, остальные прибирали комнаты и собирали маленькие рюкзачки. Положив в рюкзак аптечку, я пошла завтракать. Ребята съедали все, до чистых тарелок, ведь нам нужно было очень много сил.

После завтрака мы направились в Шемахинскую пещеру. Мы шли по проселочной дороге. Очень грустно было видеть старые заброшенные дома, зная, что когда-то здесь жили люди. Сердце щемило от такого печального зрелища.

Шемахинская пещера с известковыми сводами поразила меня своей удивительной красотой и величием. Было интересно разглядывать окаменелости древних моллюсков. Конечно, мне очень хотелось отковырять кусочек какой-нибудь окаменелости, но, подумав, я решила, что, если каждый будет так поступать, по пещера Шемахинская исчезнет с лица Земли.

Далее наш путь лежал через бурелом. Это было немного тяжело. Но я не унывала, ведь я знала, что когда-нибудь куда-нибудь мы дойдём. Мы поднялись на скалу Яман-Таш и любовались видами на реку Уфа, наблюдали за природой, фотографировались, перекусили. Мне очень понравилась необъятная красота уральской природы.

Спустившись со скалы Яман-Таш, посмотрели наскальные рисунки, датированные поздним железным веком – это Араслановская Писаница. Необъяснимые чувства возникают, когда ты видишь рисунки древних людей, можешь прикоснуться к истории, воочию убедиться, что когда-то очень давно в этом месте находились люди, проводили свои обряды. К сожалению, веками хранимые рисунки, в большинстве обезображены современными людьми.

Мы надеялись, что обратный путь будет легким, ведь мы пошли по прямой ровной дороге, но мы глубоко ошибались, так как обратно надо было пройти в 1,5 раза больше. Вечером чувствовалось, что все устали. Уже во время вечернего обсуждения, выяснилось, что мы прошли в этот день примерно 24 км. Поздравив с Днём рождения Мишу, полные впечатлений и в предвкушении завтрашнего дня, легли спать.

Следующий день нас встретил морозным утром. Первым объектом, который нам нужно было посетить по маршруту, была Глиняная пещера. Я спустилась в нее без особого труда, но у некоторых ребят возникли трудности. Ведь там было скользко, нужно было спускаться, держась за проволочные перила. Так же Ярослав Олегович привязал нашу веревку, чтобы не возникло проблем с подъемом. В Глиняной пещере я пошла вслед за девочками. Позади меня шел кто-то из мальчиков. Фонарик освещал своды пещеры, это придавало мне уверенности. Стены были все в сырой глине, но я не боялась испачкаться. Я очень хотела найти летучих мышей, потому что эта пещера, по моему мнению, была очень подходящей для их зимовки, но так и не нашла их. На выходе, для того, чтобы подняться из пещеры, нужно было использовать жумар. Так как я уже два месяца занимаюсь спортивным туризмом в группе Сергея Александровича Смоленцева, я умела пользоваться этим приспособлением, поэтому подъем мне показался легким.

Затем мы продолжили путь, посмотрели на вход в Холодную пещеру. Она манила меня своими загадками и тайнами, но педагоги не разрешили в неё спуститься, так как считали, что это очень трудно для нас.

Далее мы отправились в путь. Штурман Ваня привел нас к Каменному мосту, образовавшемуся благодаря карстовым провалам. Мне было очень необычно видеть Каменный мост, зная, что его сделала сама природа, так как он выглядел так, как будто бы его сделали руки человека.

Затем Ярослав Олегович познакомил нас с Козитовым оврагом, который характеризуется многочисленными, поглощающими воду карстовыми воронками и расщелинами, пещерами.

Далее наш путь лежал к пещере Экологической. В пути мы встретили спелеологов из Снежинска. Они были очень грязными, выглядели немного уставшими, но очень довольными, они как будто светились своим энтузиазмом и желанием исследовать все пещеры.

Подойдя к пещере Экологическая, Елена Александровна объявила перекус. Многие ребята расслабились. Ярослав Олегович ушел на разведку в пещеру. Вернувшись, он сказал, что в пещере очень грязно, поэтому посетить ее можно по желанию. Я, конечно же горела желанием и пошла в пещеру вмесите с Ярославом Олеговичем, Аленой, фотографом Ваней и Надей. В пещере было очень красиво. Она манила своей непредсказуемостью. Мы зашли в пещеру и прошли некоторое расстояние. Проход был узкий, а за ним – грот – полый, сухой, он имел несколько узких выходов, стены из известняка. Здесь было очень интересно. Я зарядилась очень большим количеством положительных эмоций. Состояние эйфории не оставляло меня ещё часа полтора.

Вымотанные приключениями, мы вернулись в свою избу. Дежурные стали готовить ужин, а остальные - туристский торт. Сегодня мы поздравляли Антона с Днём рождения. Но торт был посвящен трём именинникам этого похода и всем участникам нашей экспедиции.

На следующее утро после завтрака Ярослав Олегович сообщил нам, что сегодня мы посетим Медвежий грот. Когда мы вышли из теплой избы в морозное утро, нас поразила красота уральской деревни. Всё было белым-бело. Не успела я насладиться зимним пейзажем, как в меня прилетел снежок. Наигравшись, мы отправились в путь.

Медвежий грот хранил в себе тайны, которые мне хотелось бы разгадать. Но Ярослав Олегович разрешил только залезть в грот и посмотреть его изнутри, но ни шагу далее. Перед отъездом мы встретились с юными туристами из Нязепетровска, ребята приехали потренироваться и посетить пещеры.

Четвертый день экспедиции был последний. К сожалению, все, даже самые интересные походы, когда-нибудь заканчиваются…

Собрав все наши вещи, мы погрузили их в автобус и отправились в обратный путь до Челябинска. В Нязепетровске мы сделали остановку. Елена Александровна сходила в магазин и купила каждому по мороженке и булочке. Это было неожиданно и приятно!

Эта экспедиция мне очень понравилась. Было очень интересно исследовать пещеры, ведь таких больше нет нигде в мире, любоваться видами уральской природы, вести наблюдения за растениями. Я даже откопала из-под земли одного паука. Наша группа была «ходовая», сплоченная и дружная, а руководители – опытные и добрые. Спасибо всем за эту замечательную экспедицию!